13 принципов магии
#тренер #сталкер #учителя #коучинг

КАК Я ПРИШЕЛ К ПРОФЕССИИ ТРЕНЕРА И КОУЧА

Андрей Ланд
18 февраля 2020
ЧАСТЬ 1

Бывает, что ключевые события в жизни порой случаются, как будто сами собой. Тебя словно волной выносит в правильное место в самый правильный момент.
Считается, что именно это является показателем того, что ты попал в правильный Поток.

Я не собирался становится педагогом. Так вышло, что в моем университете специальность «Политология» предполагала доп. квалификацию по педагогике, а она в свою очередь требовала отработать n-е каличество часов педпрактики.

Педпрактику я проходил в своем же Лицее Гуманитарных наук, и эти несколько уроков дались мне тогда настолько легко и принесли столько кайфа и офигительного энергообмена с классом, что на некоторое время призадумался… не пойти ли в преподаватели?

Но нет. Школьная и университетская з/п не вдохновляли от слова совсем, да и цели меня будоражили совсем другие: я мечтал быть рок-музыкантом, играть и петь в группах, покорять лучшие сцены мира…

Затем и отправился в Москву сразу по окончании Университета…

ЧАСТЬ 2

… Москва помогла избавиться от многих иллюзий.

Первые два года были сплошными уроками, порой очень болезненными.
Я учился не жить в самообмане, учился адекватно воспринимать себя и свои способности, учился слушать себя и следовать «путями сердца своего»…

В результате — идея-фикс стать рок-звездой после пары лет работы по всевозможным кабакам/караоке/байкерским фестивалям и т. д. — начала меня отпускать…
Из-под завалов памяти выскочило кое-что гораздо более дорогое сердцу.

В 2010-м я поступил в театральный.

В 2012-м познакомился с Вадимом Демчог. А уже в августе, благодаря усилиям энтуазиаста Егора Федотова, в директорском кабинете Дома Булгакова собралось человек 8 или 10, которым Вадим озвучил свою идею будущего спектакля…

После первых посиделок начались репетиции (спасибо Дому Булгакова, что пустили на свою сцену!), из которых через полгода родился спектакль «Арлекиниада»…

Какое все это имеет отношение к тренерству и коучингу???

Как оказалось — самое прямое.
Уже не вспомню, когда именно это случилось: Дима Лазаренко и Яна Коновалова, представились коучами и предложили создать на базе театра тренинговый проект…

Посыл был примерно таким:
«То, что вы делаете на сцене — великолепно. Ваше существование, амплитуда переживаний, качество игры вызывает восторг у зрителей. А кроме того — вдохновляет ЖИТЬ так же!

Вы можете научить людей НЕ-актеров жить на таком же градусе вдохновения? С такой же энергией! С таким же кайфом и наслаждением от процесса!»

Идея заразила.
Глаза загорелись.

Правда, выяснилось, что для реализации этого проекта придется освоить новую профессию…

Тренер.

Яна и Дима вызывались быть нашими наставниками в этом деле.
В 2013-м году родился проект «Школа Игры»…

ЧАСТЬ 3

Зима 2013 года. Актовый зал какой-то московской школы. Первый мастер-класс по основам тренерской профессии.

Я узнаю о репрезентативных системах и лестнице роста, о структуре тренинга, технологиях создания навыка, мета-посланиях и азах калибровки…

Мозг закипает в восторге, а где-то в животе снова возникает это приятное ноющее ощущение, которое обозначает всегда одно:
«Вот оно! Мое! Хочу туда!»

Интерес к устройству человеческого поведения у меня был всегда. Во многом и актерская профессия — не что иное, как практическая психология. Прежде чем сыграть персонажа, ты сначала должен разобрать его целиком: мысли, желания, мотивы, страхи, ценности, стратегии поведения.

И вот все схлопнулось в одной точке.
Системное мышление, воспитанное первым университетским образованием наложилось на актерские идеи и технологии.
Я стал делать первые шаги в качестве тренера «Школы Игры» Вадима Демчог.

Учеба шла в лучших традициях принципа: «бросили в воду — выплывай». Несколько подготовительных встреч — и вот ты уже выходишь к реальной живой группе в 40−50−60 человек… Учеба в полевых условиях всегда происходит быстро. Некогда размазывать кашу по столу: сегодня ты чему-то научился, завтра уже должен применить!

Кроме того — никаких заготовок не существовало. Проектов, похожих на «Школу Игры» НЕ БЫЛО!
(сейчас я периодически встречаю на просторах Сети программы, подозрительно похожие на наши, с похожим концептом и упражнениями… нормальный процесс, ничего не поделаешь. Некоторые участники ровно это честно и говорили: «мы пришли потырить»…))))

А тогда, в 2013 м, мы все придумывали сами. У нас была методология Вадима, описанная в «Самоосвобождающейся Игре». Теперь ее нужно было превратить в пошаговую технологию, доступную для усвоения людьми не-артистами.
Мы брали классические актерские техники, добавляли практики из NLP, придумывали собственные упражнения…

Это был фантастический опыт развития самостоятельности, креативного и технологического мышления! (К слову — именно поэтому мне сейчас крайне странно встречать коллег-тренеров, которые спрашивают друг у друга готовые прописи тренингов, ищут книжки с готовыми упражнениями и т. п. зачем? Ведь придумать свое гораздо интереснее… нет?)

ЧАСТЬ 4

…Опыт «Школы Игры» еще предстоит обобщить и хорошенько описать.

Про что все это было (и есть)?

Про игровой подход, как мировоззрение и технологию! Если сама идея Игры как основы культуры и человеческого мира встречалась в трудах философов от Платона до Хейзинги, то ответов на вопрос — как именно внедрить Игру в жизнь — особенно не существовало.

Фраза Вадима здесь особенно хороша:
«Что могут сделать для мира самые бесполезные на свете существа — актеры? Они могут научить мир ИГРАТЬ!»

Это и стало одним из лозунгов проекта.

За 6 лет мы разработали приличный набор трансформационных психотехник, благодаря которым Игра внедряется в ежедневное поведение, а человек превращается в самостоятельное, многоликое, целостное существо, которое способно творить свою Жизнь вдохновенно, радостно, в полном согласии со своими ценностями и целями.
Ничего так, заявочка, да?

Но, вернемся в 2015 год.

Летом мы (Вадим, Саша Грин, Анютка Зарянкина, я) отправляемся проводить мастер-класс под Казань для участников Кампуса Президентской академии (РАНХиГС).

И там же происходит эпохальное знакомство с Татьяной Мужицкой…

Этот человек перевернет все мои представления от тренерской профессии.

После какой-то моей лекции Таня посмотрит на меня с этим ей одной доступным выражением, где смешаны ирония, сочувствие, любовь, стеб и желание помочь…

… и я пойму, что, кажется, мне еще сильно многому стоит поучиться.

Она скажет гениальное: «В какой момент и почему вы считаете, что профессия актер отдельно, а тренер — отдельно?! Вы что, с ума сошли??? Какого черта вы на тренингах корчите из себя каких-то унылых зануд? Вы „Школа Игры“, или где? Учите людей играть, так играйте сами!»

… после чего станет нашим наставником в проекте — и так начнется уникальный в своем роде курс подготовки тренеров, который продлится 3 года.
Таня, это тянет на доп. высшее образование? ;)

Благодаря наставничеству Мужицкой Ш И вышли на качественно иной уровень. В чем именно?

… Сейчас с этой идеи, насколько мне известно, начинается танин курс «НЛП-Практик». Идеи о том, что в каждой человеческой системе есть 3 шкалы: Задачи — Отношения — Энергия… И в тренинге эти три шкалы тоже есть.

Программы «Школы Игры» приобрели свою уникальность не только благодаря мощной методологии Вадима, не только потому, что вели и ведат их тренеры-актеры, а еще и потому, что эти программы построены с учетом тонкой, сознательной игры на такой незримой, но очень важной струне, как ЭНЕРГИЯ…

Чуть позже — участники тренингов будут говорить, что именно за ЭНЕРГИЕЙ в первую очередь они приходят в это пространство…

ЧАСТЬ 5

6-летний тренерский опыт в поле «Школы Игры» врос в кости намертво.
Я уже не смогу его «развидеть», даже если очень захочу (а я не хочу))).

Мне весьма нескромно думается, что нам, актерам-тренерам, выпал единственный в своем роде шанс пройти профподготовку, аналог которой найти крайне сложно.

За это моя вечная благодарность собственно Вадиму Демчог и Тане Мужицкой. Первому — за создание пространства, в котором было #можно, за идеи, которые вдохновили и побудили к со-творчеству, за опыт самостоятельности и ответственности, за стимул — выходить за пределы. Все время. Постоянно.

Второй — за ремесло.
За важнейшие узкопрофессиональные технологии, без которых мне вообще неясно, как живут очень многие тренеры.

Типы тренинга (ресурсный, концептуальный, технологический), понимание феномена групповой динамики и умению ею (динамикой) управлять, сложность и красота такого инструмента, как обратная связь, навык погружения на предельную глубину посредством сбора обратной связи, работа с энергией группы и т. д. и т. п…

Когда-нибудь, я надеюсь, Таня таки возмется за Учебник по тренерству, к котрому ее все чаще подпихивают…;)))

А еще — я благодарю «Школу Игры» за идею и феномен «Играющего тренера», который теперь — основа моего профессионального мировоззрения. Что он означает?
Если коротко — жить тем, чему учишь, быть этим, уметь каждую секунду продемонстрировать собой суть системы/навыка, которые передаешь.

Именно так я теперь понимаю феномен «прямой передачи»: люди учатся не только на упражнениях, которые ты даешь и словах, которые говоришь. Но и на том — ЧТО ты из себя представляешь. КТО ты.
И это довольно мощный канал передачи данных.

Именно здесь, мне кажется, скрывается магия «личной харизмы». Ты просто живешь тем, что делаешь. При этом владеешь инструментами для того, чтоб передать свои навыки другим. И это притягивает к тебе желающих «уметь как ты».

У кого еще учился и учусь?
Их было немало: Фрэнк Пьюселик, Саша Сударкин, Андрей Кёниг, Всеволод Зеленин, Андрей Парабеллум, Герман Карельский…
И наверняка еще много учебы будет впереди. Тренерский путь — такая штука. Продолжается, пока жив.

Однако фундамент заложен.

Фактически, я не принимал решения «стать тренером». И уж точно я не думал «пойти в тренеры, потому, что там можно хорошо заработать».

Профессия пришла, соединила множество разрозненных линий, просто забрала меня в себя. От меня требовалось — не сопротивляться. Грести в потоке.

Я и гребу. И думаю, что род моей деятельности неплохо иллюстрирует суть энергетического круговращения самой Жизни: получил — отдай. Научился — передай дальше.
Звоните или записывайтесь на интервью.
Оставьте контакты и мы обсудим чем я могу вам помочь.
Нажимая на кнопку "Записаться на интервью", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.